картотеки


   Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.


Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
 Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
 Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.



Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
 Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
 Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.



Игра «Цветные корзинки»
Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
 Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

Игра «Смешай цвета»
Цель: Формировать знания по цветоведению: названия цветов, какие цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.
Материал: Карточки, на которых нарисован предмет определенного цвета и 2-3 пустых круга; разноцветные круги, совпадающие по диаметру с нарисованными на карточке.
Задание:Дан цвет (предмет определенного цвета, какие 2-3 цвета следует смешать, чтобы получить заданный. Дети подбирают соответствующие кружочки.


Например, нарисован розовый бант, дети подбирают кружки красного и белого цветов.

У меня карточки размером 9х24, кружки диаметром 4 сантиметра. Рисунки все рисавала красками. Можно картинки подобрать в Интернете и распечатать на цветном принтере. Идея игры взята из журнала "Дошкольное воспитание".




Игра "Составь натюрморт".
К окончанию старшей группы дети должны знать и различать такие жанры живописи как портрет, пейзаж, натюрморт. И конечно же здесь тоже нужны знания через игру.
Так появилась игра "Составь натюрморт". Все детали для неё я нарисовала гуашью и акварелью.
 Цель игры: научить составлять натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.
Состав: фоны для натюрморта; вазы, корзины, кувшины, фрукты, овощи, грибы, ягоды;

Также необходимо научить дошкольников различать тёплые и холодные цвета. В этом поможет игра "Укрась кувшин".Игра научит не только украшать кувшин в соответствующей цветовой гамме, но и подбирать узор контрастный цвету кувшина, учить чередовать детали по цвету и размеру.


                           


Игра «симметрия».
А с помощью следующей игры можно закрепить понятие «симметрия».
 Для этой игры я вырезала вазы и кувшины разных форм из картона коричневого цвета и разрезала их пополам. Цель игры: находить одинаковые половинки и составлять из них кувшины, вазы, бокалы.


Игра на смешение цветов «Крылья бабочек»
 позволяет добиться следующих целей: - дать и закрепить знания об основных и дополнительных цветах; - дать и закрепить знания о том, какой дополнительный цвет получается в результате смешения основных цветов.


Дидактическая игра ниткопись или «Путешествие верёвочки»
Цель игры: Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание, Формировать обобщающее понятие «игрушки» Учить составлять рассказ описание на предложенную тему,Необходимо: листы бархатной бумаги, цветные веревочки, схемы (можно сделать на компьютере или нарисовать от руки)    Рассказ "Путешествие веревочки"
Давным давно в давние времена жили были две подружки иголка и веревочка.Жили они дружно никогда не ссорились весь день трудились от восхода до заката.Куда иголочка туда и веревочка. Много они сшили красивых нарядов, много связали теплых шарфиков и носков, но вот однажды как-то ночью веревочка упала на пол и увидела много игрушек, »Какие они красивые и я хочу быть похожей на них, Свернулась клубочком и превратилась в мяч.Ребенку показывают схему мяча. В комнате было много игрушек они понравились веревочке. Рассматривание схем.Игра проводится по разным темам: насекомые животные, растения.Очень интересно создавать сюжетные картины "На море", "В лесу" и т. д.



Игра "Рисуем настроение"-
Цель: знакомить детей с эмоциями; учить рисовать на лицах радость, страх, злость. ;развивать моторику; воспитывать интерес к рисованию.
Картины лиц, как образец в цветном варианте, а рисования для детей в черно-белом.



"Дидактические игры с прищепками"



Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).



Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).


Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).


А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.


Примеры могут быть и на вычитание.



Другой вариант арифметических примеров.


Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.


"Назови цвета осени, лета..."


Для самых маленьких. 2 - 3 года.


"Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.



Игры на закрепление знаний жанров живописи.


 "Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)


Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).



"Собери натюрморт".дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.



Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и раскладывают узор на доске.



Назвать знакомые росписи.



Эту игру я выбираю, когда знакомлю детей с симметрией.


Для маленьких. По образцу собрать узор.



Для детей чуть постарше. Самостоятельно составить узор из предложенных элементов.


"Дорисуй бабочку"



Игры на развитие творческого воображения.

Знаю, что в Стране Мастеров много воспитателей детских садов. Буду очень рада, если мои наработки пригодятся кому-нибудь.

Дидактические игры и упражнения на
             развитие воображения



Картотека дидактических игр по 
  народному творчеству


























Комментариев нет:

Отправить комментарий